Vepsian band "Noid" is a group of young creative professional musicians from Petrozavodsk (Karelia, Russia), performing traditional Vepsian songs in an ethno-electronic style.
Как уже сообщал FINUGOR.RU 21 июля в самом центре норвежских северных регионов в 19-й раз открылся международный фестиваль коренных народов «Ридду-Ридду». На нынешнем фестивале российские вепсы удостоились звания "северный народ года". Каждый год на фестиваль «Ридду-Ридду» от страны-участницы приглашают коллектив от одного из ее северных народов, который представляет свою культуру. В этом году российские вепсы - порадовали публику музыкой, танцами, ремесленным мастерством, кукольным театром и многим другим. В субботу, 23 июля, всю первую половину дня вепсские гости получили возможность продемонстрировать норвежским зрителям свою культуру и традиции. На фестиваль приехали две вепсские группы: «Нойд» и «Juosned Jarved». Лидер группы «Нойд» Владимир Соловьев дал интервью Инфоцентру FINUGOR.RU.
Почему вы играете вепсскую музыку? Во-первых, мы живем в Карелии, где традиционно проживают российские вепсы. Некоторые из членов группы имеют вепсские корни. Но главное: играть подобную музыку очень интересно, потому что это позволяет изучать ценности и культуру своего народа. Что означает "Нойд"? Нойд - это очень древнее слово и может быть переведено как "колдунья" или "ведьма". Наши предки верили, что колдуны обладают магической силой, потому могут либо помогать людям, либо приносить им вред. Как правило, в каждой вепсской деревне был свой колдун (колдунья). Группу мы назвали так, потому что песни, которые мы исполняем, тоже обладают магией.
Официальный сайт группы сделан на английском языке. Значит ли это, что вы ориентируетесь, прежде всего, на зарубежного слушателя? Если да, то почему? Скорее, мы ориентируемся не только на российского зрителя. А почему сайт на английском?.. Дело в том, что в Интернете практически нет аналогичных ресурсов, посвященных вепсам. Наш сайт - это и возможность восполнить этот пробел, и способ рассказать о себе.
Бытует мнение, что музыкальные фестивали коренных народов российскому слушателю не интересны. Оппоненты утверждают, что интерес есть, проблема в недостаточности информации и популяризации этномузыки. С какой из этих точек зрения вы согласны? Как всегда, истина где-то посередине. У нас в России уже есть опыт проведения различных фестивалей, некоторые из которых проводятся на достаточно высоком уровне. С другой стороны, нет уверенности, что фестиваль, подобный норвежскому «Ридду-Ридду», в России будет иметь большую популярность - российскому слушателю еще надо расти.
Что нужно сделать, чтобы этномузыка стала более популярна в России? Ответ вытекает и того, что я сказал выше, о необходимости роста слушателя этномузыки в нашей стране. На мой взгляд, это вопрос не столько конкретного музыкального направления (будь то этно-, рок- или поп-музыка), а проблема готовности слушателей вообще отличать хорошую музыку от плохой. А это уже вопрос вкуса, который воспитывается с детства. Очень надеюсь, что российский слушатель "подсядет" на качественную музыку.
Кто поддерживает ваше творчество: власть, бизнес, общественность? На данный момент мы тесно сотрудничаем с организацией "Nuori Karjala" ("Молодая Карелия" - республиканская молодежная общественная организация. Создана в Карелии в 1993 году. – прим. авт.). В скором времени планируем начать работу над новым масштабным проектом. Кто окажет нам поддержку в этом - пока непонятно. Ссылка на интервью: http://finugor.ru/kv/node/14123